Узбекистан в международной перспективе: партнеры и ожидания
Автор: Ia-centr.ru
Ia-centr.ru знакомит читателей со статьей кандидата философских наук, заместителя заведующего Отделом «Современной истории и международных исследований» Института истории АН РУз Равшана НАЗАРОВА – «Узбекистан и международные организации: участие и перспективы».
ЮНЕСКО
ЮНЕСКО – международная организация, с которой у Узбекистана всегда было динамичное и плодотворное сотрудничество. Следует отметить, что еще УзССР имела связь с рядом международных организаций (и в частности – с ЮНЕСКО). Так, под эгидой ЮНЕСКО были проведены такие мероприятия как Юбилеи прославленных мыслителей Востока – Абу Райхана Беруни (1973 г.) и Авиценны (1980 г.). В 1990 г. в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была включена первая номинация из Узбекистана – историко-культурный центр города Хивы – Ичан-Кала.
Полноправным членом ЮНЕСКО Узбекистан стал в октябре 1993 г., с этого времени Узбекистан дважды был членом Исполнительного Совета ЮНЕСКО в 1997-2001 и 2009-2013 гг. В Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО от Узбекистана входят «Шашмаком» и «Культурное пространство Байсунского района» (2008), «Катта Ашула» (2009), «Аския» (2014), «Культура и традиции Плова» (2016), «Навруз» (2016), танец «Лазги» (2019). Событием исторического значения стало проведение заключительного заседания 155-й сессии Исполнительного Совета ЮНЕСКО 6-7 ноября 1998 г. в Узбекистане, по итогам которой была принята Ташкентская декларация «Культура мира и деятельность ЮНЕСКО в странах-членах».
Под эгидой ЮНЕСКО праздновались знаменательные для народа Узбекистана юбилейные даты таких видных деятелей и ученых, внесших неоценимый вклад в историю, науку, культуру всего мира, как: 600-летие астронома Мирзо Улугбека (1994), 660-летие Амира Темура (1996), 1200-летие ученого Аль-Фергани (1998), 1225-летие теолога Аль-Бухари (1998), 545-летие художника-миниатюриста Бехзода (2000).
Кроме того, в сотрудничестве с ЮНЕСКО были проведены празднования юбилейных дат – 2500-летие городов Бухара и Хива (1997), 2700-летие Шахрисабза (2002) и Карши (2006), 2750-летие Самарканда (2007), 2000-летие Маргилана (2007), 2200-летие Ташкента (2009).
При содействии ЮНЕСКО в Самарканде в 1995 г. был учрежден Международный институт Центрально-азиатских исследований (МИЦАИ). В различных частях Узбекистана созданы и успешно функционируют 10 кафедр и 10 образовательных центров ЮНЕСКО, 46 ассоциированных школ ЮНЕСКО. За годы сотрудничества с ЮНЕСКО в республике были реализованы проекты: «Сохранение объектов культурного наследия из глиняного кирпича, повышение квалификации местных специалистов, инвентаризация объектов культурного наследия расположенных вдоль Великого шёлкового пути»; «Экономическая и экологическая реструктуризация использования водных и земельных ресурсов в Хорезмской области»; «Сохранение объектов буддистского наследия в Узбекистане»; «Гончарное искусство Узбекистана»; «Сохранение и развитие «Шашмакома» и передача его будущему поколению»; «Культурное наследие региона Байсун». Так что ЮНЕСКО – международная организация, с которой у Узбекистана наиболее давнее и плодотворное сотрудничество.
Организации постсоветского (евразийского) пространства
Транзит власти в Узбекистане в конце 2016 г. привел к усилению евразийского вектора международного сотрудничества Узбекистана. Президент Ш.М. Мирзиёев отметил: «Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны национальные интересы нашей страны. Мы неизменно остаемся приверженными проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей – Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Приоритетным направлением внешней политики Узбекистана является развитие отношений со странами СНГ, и в первую очередь последовательное развитие и всестороннее укрепление дружественных связей с Российской Федерацией на основе Договора о стратегическом партнерстве, Договора о союзнических отношениях и других важных соглашений, которые отвечают интересам обеих стран и служат укреплению стабильности и безопасности в регионе».
Реальные практические шаги нового руководства Узбекистана подтвердили слова Президента. Последующая активность Узбекистана в рамках СНГ в 2017-2020 гг. подтверждает усиление вектора евразийского сотрудничества.
В ноябре 2019 г. в Ташкенте состоялось Заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ. Особое внимание было уделено необходимости продолжения тесного взаимодействия между спецслужбами стран СНГ, в т.ч. оперативного обмена информацией и проведения совместных мероприятий по борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком, оргпреступностью. Была отмечена важность консолидации усилий в обеспечении региональной безопасности и стабильности, в борьбе с киберпреступностью, в противодействии использованию ИКТ в целях пропаганды насилия и радикализма.
23 декабря 2019 г. Президент Ш.М. Мирзиёев принял председателя Исполкома – Исполнительного секретаря СНГ С. Лебедева, который возглавлял Миссию наблюдателей от СНГ, в составе 180 представителей стран-участниц и Исполкома Содружества. Особое внимание было уделено вопросам эффективной организации председательства Узбекистана в СНГ в 2020 г.
В своем послании парламенту 24 января 2020 г. Президент отметил: «Необходимо и дальше повышать эффективность участия Узбекистана в Содружестве Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества. Председательство Узбекистана в СНГ в 2020 году имеет для нас историческое значение. Мы задействуем все возможности для расширения экономического сотрудничества в рамках Содружества, повышения результативности принятых организацией решений и дальнейшего укрепления гуманитарных связей между странами-участницами. Развитие отношений в рамках Шанхайской организации сотрудничества останется одним из важных направлений внешней политики Узбекистана».
ЕАЭС
Важным моментом укрепления сотрудничества на постсоветском пространстве является получение статуса наблюдателя при ЕАЭС в мае 2020 г. На наш взгляд, это является первым шагом к полноценному вступлению в ЕАЭС на правах члена организации. Тем более, что членами ЕАЭС являются стратегические партнеры Узбекистана – Россия и Казахстан.
В перспективе возможно расширение сотрудничества Узбекистана с другими евразийскими структурами, например такими как ЕАБР (Евразийский банк развития), Таможенный союз, ОДКБ, Антикризисный фонд.
Организации исламского мира
Одним из первых международных мероприятий, состоявшихся в Узбекистане после транзита власти, стала 43-я сессия Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества в октябре 2016 г. Были инициированы создание под эгидой ОИС Международного исследовательского центра Имама Бухари в Самарканде, организация в составе Международной исламской академии специальной кафедры Исламской организации по образованию, науке и культуре (ISESCO). Важным моментом явилось проведение в Узбекистане двух авторитетных международных конференций по афганскому урегулированию.
Международные финансовые организации
МВФ
В мае 2020 г. МВФ выделил Узбекистану деньги для преодоления последствий коронавируса. Как отметила в письме Президенту Узбекистана директор-распорядитель МВФ К. Георгиева: «мы готовы продолжать поддерживать страну, предоставляя необходимую консультационную и техническую помощь, образовательные программы по подготовке специалистов, а также финансовое содействие».
Всемирный Банк
17 января 2020 г. Президент Ш.М. Мирзиёев принял делегацию ВБ во главе с вице-президентом С. Мюллером. Портфель реализованных и текущих проектов ВБ в Узбекистане достигает 5,5 млрд. долл. В 2019 г. банк одобрил перспективные проекты на сумму до 1 млрд. долл. Успешно проведены аукцион по строительству солнечной электростанции в Навоийской области, презентация «Страновой платформы». Внимание было уделено вопросам расширения содействия в продвижении реформ в банковско-финансовой и налоговой сферах, сельском и водном хозяйстве, энергетике, нефтегазовой отрасли, транспорте, геологии, образовании, в реализации совместных проектов в области борьбы с бедностью. Была достигнута договоренность о разработке новой долгосрочной Стратегии партнерства РУз и ВБ.
АБР
Портфель сотрудничества Узбекистана с АБР в настоящее время включает более 60 реализованных и реализуемых проектов на общую сумму почти 8 миллиардов долларов с охватом всех приоритетных отраслей экономики. Принята новая Стратегия банка по расширению партнерства на 2019-2023 гг. с объемом финансирования, превышающим 5 миллиардов долларов. На состоявшейся в ноябре 2019 г. встрече Президента с президентом АБР Т. Накао были рассмотрены перспективы взаимодействия. Внимание уделено разработке и реализации долгосрочных стратегических и программных документов по модернизации ирригационно-дренажной и автодорожной инфраструктуры в Узбекистане, включая совершенствование системы управления, внедрение механизмов государственно-частного партнерства, подготовку кадров. Был подчеркнут приоритетный характер продвижения региональных проектов, прежде всего по развитию транспортных коридоров, модернизации энергетической инфраструктуры, решению экологических проблем.
ЕБРР
5 марта 2020 г. состоялся визит в Узбекистан президента ЕБРР С. Чакрабарти. Узбекистан и ЕБРР возобновили партнерство в 2017 г. За этот период приняты и реализуются страновая стратегия банка и совместная «дорожная карта», приоритеты – энергетика, тепло- и водоснабжение, коммуникации, дорожное и жилищное строительство. Было уделено внимание продвижению проектов по модернизации инфраструктуры, развитию банковского сектора, текстильной промышленности, инициатив малого бизнеса. Состоялся обмен мнениями по совместным мероприятиям, направленных на содействие привлечению прямых инвестиций, передового опыта, знаний, технологий в экономику Узбекистана.
11 июня 2020 г. Президент Ш.М. Мирзиёев провел переговоры с президентом ЕБРР С. Чакрабарти в формате видеоконференцсвязи. Портфель проектов составляет 1,2 млрд. долл. и охватывает все приоритетные направления. При этом треть выделяемых средств направляются на поддержку частного сектора и предпринимательства, в т.ч. в целях минимизации негативных последствий пандемии. На проработке - новые проектные предложения на 1 млрд. долл. Эксперты ЕБРР приняли участие в разработке законодательных актов и стратегических инициатив в области государственно-частного партнерства, развития рынка капитала, реформирования банковского сектора Узбекистана.
ЕБРР расширил представительство в Ташкенте, открыл офис в Андижане. В 2021 г. ожидается начало работы офиса в Ургенче. Особое внимание было уделено участию ЕБРР в трансформации госпредприятий и приватизации банков, содействию реформам энергосектора и нефтегазовой отрасли, эффективному освоению выделенных кредитов, расширению финансирования бизнеса, включая проекты в текстильной промышленности. Достигнута договоренность о продолжении интенсивных контактов и обменов, включая совместную подготовку будущей встречи Совета иностранных инвесторов в Ташкенте и заседания Совета управляющих ЕБРР в Самарканде в 2023 г.
Внешний долг РУз
Совокупный внешний долг Узбекистана по итогам I квартала 2020 г. вырос на 2,8% (692 млн. долл.), составив 25,1 млрд. долл. Из них долг государства –16,2 млрд., частного сектора – 8,9 млрд. Это объясняется привлечением новых внешних заимствований для смягчения социально-экономического влияния кризиса, вызванного распространением вируса COVID-19, и финансирования госпрограмм развития отраслей и регионов.
Долг госсектора вырос на 385 млн. долл. Задолженность частного сектора выросла на 307 млн. долл., преимущественно, за счет увеличения объемов заимствования банками. По итогам I квартала госдолг погашен на 225 млн. долл.: 132 млн. – по основному долгу, 93 млн. – по процентам. Выплаты по частному внешнему долгу составили 258 млн. долл. по основному долгу, 53 млн. – по процентам.
Борьба с пандемией
17 апреля 2020 г. Президент Ш.М.Мирзиёев провел совещание по вопросам усиления сотрудничества с международными финансовыми институтами в борьбе с пандемией коронавируса.
В 2020 г. намечено освоить 2,7 млрд. долл., выделенных международными и зарубежными финансовыми структурами. Большая часть этих средств приходится на долю АБР, ВБ, Японского агентства международного сотрудничества (JICA). Действующие проекты оптимизируются исходя из ситуации, и средства направляются в медсферу. Международные организации выражают готовность содействия Узбекистану. Была отмечена необходимость ускорения процесса привлечения и освоения 277 млн. долл., которые международные финансовые институты намерены выделить здравоохранению Узбекистана для борьбы с пандемией. Были даны поручения по оснащению больницы в Зангиатинском районе и карантинной зоны в Юкоричирчикском районе Ташкентской области современной медтехникой при содействии АБР. Перед Минздравом была поставлена задача закупить 2,3 тыс. аппаратов ИВЛ и другого оборудования за счет 30 млн. долл. от АБР и ВБ.
Даны указания по привлечению дополнительных инвестиций АБИИ (Азиатского банка инфраструктурных инвестиций) и ВБ, направлению их в здравоохранение и социальную сферу. В условиях пандемии запланировано привлечь 700 млн. долл. на поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Президент отметил необходимость ассигнования средств на развитие плодоовощеводства, пищепрома, поддержку экспорта. Были определены задачи по ускорению привлечения и своевременному целевому освоению средств международных фининститутов.
Тюркский Совет
Узбекистан возобновил свое членство в организации в 2019 г. и принял участие в 7-ом Саммите Совета. На состоявшемся 10 апреля 2020 г. в формате видеоконференции внеочередном саммите Тюрского Совета Президент Ш.М. Мирзиёев выдвинул следующие предложения: в рамках Тюрксовета сформировать постоянно действующую совместную систему эпидемиологического мониторинга; наладить между минздравами государств обмен информацией и опытом в области предупреждения, диагностики, лечения, эпидемиологического изучения и научных исследований по данному направлению, провести видеоконференцию с участием ведущих специалистов; в Секретариате Тюрксовета создать координационную группу по борьбе с пандемией, установить контакты с национальными штабами; создать базу данных для оперативного освещения реализуемых мер, обмена опытом и его применения; полномасштабно использовать возможности инфраструктуры грузоперевозок и транспортные коммуникации, оказывать практическое содействие упрощению прохождения транспортных средств через пункты пропуска; для оперативного решения возникающих вопросов и эффективной координации в сфере транспорта и логистики создать Рабочую группу; необходимо дальнейшее повышение статуса и полномочий ВОЗ, установление партнёрских отношений между ВОЗ и Тюрксоветом.
Узбекистан и международные рейтинги
В начале июня 2020 г. Президент Ш.М. Мирзиеев подписал указ об улучшении позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях.
Для работы в этом направлении создан Республиканский совет. Одной из задач Совета является проведение системного анализа уровня социально-экономического и политико-правового развития страны, обеспечение учета коренных преобразований, осуществляемых в различных сферах в целях улучшения позиций нашей страны в международных рейтингах и индексах.
Минфин и Минюст определены рабочими органами Совета. Указом также утверждены Ключевые показатели эффективности по международным рейтингам и индексам, являющимся приоритетными для Узбекистана (KPI). Согласно Указу, руководители ответственных государственных органов по итогам каждого квартала: до 15 числа следующего месяца – представляют в рабочие органы Совета информацию о реформах, реализуемых в стране, с необходимыми статданными и другими материалами; до 30 числа следующего месяца – отчитываются о реализованных мерах по достижению KPI в соответствующих международных рейтингах и индексах на заседаниях Совета, проводимых под руководством председателя или его заместителя.
Указом в структуре центрального аппарата Минюста образовано Управление по работе с международными рейтингами и индексами. До 1 октября 2020 г. запланировано запустить Единый портал «Республика Узбекистан в международных рейтингах».
Поделиться: